АЗС горят на 95-м

АЗС терпят убытки от продажи бензина АИ-95 в течение шести недель: в сентябре их маржинальность составила минус 1,57 руб. за литр, оценили аналитики. Но в отличие от прошлой осени на других марках они продолжают зарабатывать Фото: Владимир Гердо / ТАСС Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Маржинальность продаж бензина АИ-95 в рознице находится в отрицательной зоне шесть недель подряд — с начала августа, свидетельствуют данные аналитической компании «ОМТ Консалт». За период с 2 по 9 сентября в среднем по России (за исключением ДФО) она составила минус 1,57 руб. за литр.

Пока это минимальный уровень в этом году, однако он выше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из данных аналитиков. Для сравнения: осенью 2023 года показатель на пике опускался до минус 3 руб. за литр.

Средняя маржинальность продаж АИ-92 по итогам отчетного периода, наоборот, находится в положительной зоне — на уровне 3,79 руб. за литр, хотя и снизилась за последнюю отчетную неделю на 64 коп. А маржинальность реализации дизельного топлива еще выше — 5,69 руб. за литр. В 2023 году минимальная маржинальность по АИ-92 достигала минус 1,8 руб. за литр, а по дизтопливу — минус 0,5 руб. за литр.

Расчет маржинальности «ОМТ Консалт» производит на основе данных, собираемых более чем с 18 тыс. АЗС по всей России, включая принадлежащие вертикально интегрированным компаниям (ВИНК). Маржинальность представляет собой разницу между розничными и мелкооптовыми ценами. Данные не учитывают менее рыночный Дальневосточный федеральный округ (ДФО), для которого применяется отдельная методология.

«Осенью 2023 года мы наблюдали затяжное снижение маржинальности не только по АИ-95, но и по АИ-92 и дизельному топливу. Этот период длился около 2–3 месяцев», — указывают эксперты компании. Отличием этого года является тот факт, что проблемы наблюдаются только по АИ-95, что связано с колебаниями цен на оптовом рынке и ростом потребления. В краткосрочной перспективе, на горизонте двух-трех недель, выход показателя в положительную зону не ожидается, считают в «ОМТ Консалт».

Бизнес Стоимость бензина на АЗС выросла быстрее инфляции третью неделю подряд

Тем не менее по сравнению с прошлым годом ситуация на розничном рынке топлива «выглядит более позитивной», уверены аналитики. «АИ-92 и дизельное топливо остаются в положительной зоне, и тенденций к снижению маржинальности ниже нуля не наблюдается. Рынок адаптируется к изменениям, и в долгосрочной перспективе можно ожидать стабилизацию и по АИ-95», — отмечают они.

Что касается АИ-98 и АИ-100, маржинальность продаж этих марок также демонстрирует уверенный рост, говорят эксперты. По их оценкам, с начала года цены на этот бензин выросли на 9,7%, но благодаря низкому объему потребления (около 2% от общего рынка) такой рост не оказывает существенного влияния на общий рынок. «По нашим оценкам, маржинальность по АИ-98 и АИ-100 остается в положительной зоне на уровне 4 руб. за литр, а за последний месяц цены в оптовом сегменте снизились на 2–3%, что способствует дальнейшей стабилизации», — заключают эксперты.

«Маржинальность розничных продаж бензина АИ-95 будет близка к нулю до конца нынешнего года», — полагает гендиректор маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market Сергей Терешкин. В отличие от АИ-92 бензин АИ-95 не учитывается в расчете выплат по демпферу (механизм выплат со стороны бюджета в адрес НПЗ для стабилизации цен на топливо), поэтому биржевые цены на него существенно выше и по итогам торгов на СПбМТСБ 10 сентября почти на 15% превышают стоимость АИ-92. «Осенью и в начале зимы разница в ценах может достигать 30%: нефтяникам нужно компенсировать рост издержек, связанный с вынужденными ремонтами на НПЗ, и при этом сохранять право на субсидии по демпферу. Поэтому биржевые цены АИ-95 будут оставаться в зоне риска», — считает эксперт.

По мнению Терешкина, выйти из текущей ситуации возможно только за счет наращивания производства топлива и повышения нормативов биржевых продаж, которые позволят снизить цены на бирже и сделать бензин более доступным для независимых АЗС. «Однако эти меры сработают только в случае снятия санкций на поставку оборудования для НПЗ. В противном случае риски роста цен и дефицита топлива будут оставаться хроническими», — рассуждает он.

Бизнес Правительство продлило запрет на экспорт бензина до конца года

Между тем топливо на бирже дешевеет четвертую торговую сессию подряд. Согласно данным территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), цена АИ-92 снизилась 11 сентября на 1,6%, до 59,48 тыс. руб. за тонну, а АИ-95 — на 2,15%, до 67 808 руб. за тонну (минимум с начала июля, когда еще действовало временное разрешение на экспорт бензина). В августе бензин АИ-95 максимально дорожал до отметки 74 818 руб. за тонну. Исторический рекорд, достигнутый осенью прошлого года, составляет 76 876 руб. за тонну для бензина АИ-95.

Биржевые индикаторы отражают цены на топливо в крупном опте, динамика которых не сказывается на разнице одномоментно, а только с временным лагом, который может достигать до двух месяцев. По данным Росстата, стоимость бензина в рознице с начала августа растет быстрее инфляции. Так, за период с 3 по 9 сентября потребительские цены на бензин в России выросли на 0,4%, а по отношению к началу года на 9 сентября цены на бензин поднялись на 7,2% (при общем повышении потребительских цен на 5,35%).

На прошлой неделе замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Виталий Королев сообщил, что ведомство ожидает скорого снижения оптовых цен на бензин АИ-95 после рекомендованного компаниям увеличения предложения на рынке и роста объемов переработки. ФАС также ожидает рост цен на бензин в рознице не выше инфляции по итогам года.

РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго.

Добавить комментарий