Основатель «Солнца Москвы» Амиран Муцоев — о будущем рынка развлечений — РБК Отрасли

Фото: пресс-служба

— Как меняется структура индустрии парковых аттракционов? Можете обозначить тенденции?

— Для нашей страны парки развлечений в том виде, в котором они представлены сегодня в других странах, — новый тренд. Развлечения — это не только парки аттракционов, а целая индустрия, где парки — лишь одно из направлений. Речь о сочетании технологий, шоу, качественного сервиса и культурной составляющей. К 2028 году, по данным компании The Business Research, мировой рынок развлечений будет оцениваться примерно в $3,4 трлн.

Российская аудитория только знакомится с новыми тенденциями. Через какое- то время подобное времяпрепровождение неизбежно станет одним из основных видов досуга. И появление развлекательных объектов в нашей стране поможет сформировать эту культуру отдыха.

— Как на отрасль влияет индустрия туризма?

— Увеличение туристического потока — один из факторов роста посещаемости развлекательных объектов. По данным Росстата, в первом полугодии 2024 года число иностранных туристов в России выросло на 42%. Активно развивается последние несколько лет и внутренний туризм. В этом году с января по июль россияне совершили 36,9 млн поездок по стране, из них 5,9 млн — в столицу. Порядка 40% трафика «Солнца Москвы» составляют туристы. Чаще всего колесо посещают гости из Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Костромской и Нижегородской областей, Республики Татарстан. Среди зарубежных туристов отмечу высокий интерес со стороны гостей из Китая, за ними идут путешественники из Индии, ОАЭ, Нидерландов, Белоруссии, Узбекистана и Казахстана.

— Почувствовали ли вы действия санкций? Насколько актуальна для индустрии импортозависимость?

— Ограничения отразились на поставках аттракционов и их комплектующих. Но нам в кратчайшие сроки удалось адаптироваться к новым условиям на рынке. Производство аттракционов — сложный технологический процесс, в котором задействовано большое количество поставщиков из разных стран. Отмечу, что для ряда комплектующих в России применяются технологии реверс-инжиниринга — создание точной копии объекта по существующему образцу. Перепроектирование и сертификацию запасных частей аттракционов также успешно проводят на территории РФ.

— Инвестиции в строительство московского колеса составили почти $200 млн. В чем его принципиальные отличия от аналогичных проектов?

— Наш проект кардинально отличается как по концепции, так и с точки зрения технологий. Это не только колесо обозрения, но и целый «город в городе» площадью 3 га. Многофункциональный комплекс включает детский театр, медийный океанариум и около трех десятков модных кафе и ресторанов. Существенная часть средств была вложена в строительство капитальных зданий и инфраструктуры.

Аттракцион построен всего за три года. Над сборкой трудилась большая команда из пяти стран, работы проводились в две смены.

«Солнце Москвы» собиралось вертикально, как конструктор, почти каждая его деталь весит десятки тонн. Высота аттракциона равна 50-этажному зданию, а общий вес конструкции составляет 1800 т. Основной сложностью, с которой инженеры столкнулись при установке колеса обозрения, стал небольшой размер сборочной площадки. Из-за дефицита места было необходимо детально продумывать логистику транспорта, раскладку всех деталей, а также расстановку подъемной техники, в том числе нестандартной. Например, для подъема главной оси весом более 40 т на высоту 80 м на площадке работал единственный в России 9-осный самоходный кран. Чтобы надежно разместить гигантский аттракцион, специалистами Научно-исследовательского, проектно-конструкторского и технологического института бетона и железобетона им. А.А. Гвоздева были разработаны уникальные фундаменты: Т-образные конструкции баррет глубиной от 15 до 20 м, объединенные монолитным ростверком, которые позволили исключить деформацию фундаментов опор колеса и обеспечили требуемую прочность конструкции. Особого решения потребовала и доставка спиц для кабин колеса обозрения: они не проходили по габаритам через действующие КПП на территории ВДНХ, и по согласованию с дирекцией выставки их завозили в ночное время через арку главного входа.

— При таких сложностях были риски срыва проекта?

— Колесо обозрения подобного масштаба — действительно технически очень сложный проект. Есть много производителей, которые могут сделать стандартный аттракцион размером 30–50 м. Объекты выше 100 м требуют эксклюзивного подхода, это всегда индивидуальный заказ. Таких крупных сооружений в мировой практике немного. Ряд аналогичных проектов задумывался, но не был реализован, а некоторые так и не были запущены после строительства.

Спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию аттракцион высотой 140 м, работающий 11 месяцев в году и вращающийся 20 часов в день, — это серьезная задача. Для реализации московского колеса обозрения была сформирована единая управляющая компания, собрана команда, обладающая необходимыми компетенциями в области технической документации, по доставке комплектующих и возведению конструкции, а также в вопросах запуска и эксплуатации аттракциона, был пройден ряд сложных государственных экспертиз. Запуская «Солнце Москвы», я понял, как важны навыки управления подобными масштабными проектами, профессионализм и вовлеченность всей команды. Мы были готовы к любым сложностям.

— Насколько важно вписывать подобные проекты в городскую среду?

— Локацию для аттракциона определили сами москвичи на портале электронных опросов «Активный гражданин». На мой взгляд, в каждом городе должно быть колесо обозрения, а в столице, конечно, должно было появиться самое высокое и технологичное колесо обозрения в Европе. И мне понятно, почему площадкой выбрали ВДНХ. Во-первых, это возвращение символа Москвы, который исторически находился на этой территории. Во-вторых, ВДНХ всегда была и остается местом для демонстрации достижений, а наш проект и есть достижение.

— Удалось ли вернуть вложения?

— Окупаемость таких проектов всегда занимает достаточно продолжительное время — 15 лет. Это очень капиталоемкий проект. В новых реалиях мы ставим себе еще большие сроки. Но проект конкурентоустойчив. Например, если строить торгово-развлекательный центр, есть большая вероятность, что в скором времени рядом появится еще один и часть трафика перераспределится. Колесо обозрения такого масштаба — совсем другое дело. Вряд ли в столице появится второй подобный проект высотой 140 м.

Добавить комментарий