16 величайших детективных фильмов всех времен

Нет ничего лучше хорошей тайны, которая делает зрителя по-настоящему вовлеченным в сюжет фильма. Вы пристально смотрите на экран, изучая каждую деталь, мелькнувшую казалось бы совершенно случайно. Кто знает, чем часть диалога или ключевая арка выльются в финале? Неудивительно, что некоторые из лучших фильмов всех времен поместили тайну в центр своей истории, которую только самые смышленые из зрителей смогли понять, прежде чем она в конечном итоге была раскрыта.

Если вы находитесь в настроении для хорошей тайны, то пришли в нужное место. От детективных комедий до фильмов, основанных на реальных событиях, — у нас богатая подборка. Каждый из фильмов в этом списке привносит что-то особенное в кинематограф, и все они должны быть в «избранном» у тех, кто хочет считать себя знатоком жанра. Так что возьмите лупу, мы сейчас исследуем величайшие детективные фильмы всех времен.

«Помни» / Memento, 2000

Любой, кто любит «Начало» или трилогию «Тёмный рыцарь», должен обратить внимание на фильм, который действительно запустил карьеру Кристофера Нолана. Детективный триллер «Помни», где Леонард Шелб (Гай Пирс) — человек с антероградной амнезией, то есть не может сформировать новые воспоминания. Он постоянно забывает все, что произошло в течение последних 15 минут, поэтому герою приходится использовать сложную систему полароидных снимков и татуировок, чтобы собрать воедино информацию о том, кто убил его жену. Фильм получил тонну похвалы за его уникальную, нелинейную повествовательную структуру, — концепцию, которую Нолан взял с собой в свои другие работы.

Однако нелинейная структура — это больше, чем просто трюк. Она играет непосредственную роль в понимании центральной тайны фильма. Вы можете думать, что уже знаете, кто несет ответственность, но затем фильм выбивает стул из-под зрителя, и видно, кто есть кто на самом деле. Это определенно не тот фильм, который вы можете смотреть, играя в свой телефон половину хронометража или занимаясь другими посторонними вещами. Каждая сцена имеет решающее значение для постройки следующей, и так до финала.

«Окно во двор» / Rear Window, 1954

Если вы хотите получить неопровержимые доказательства того, что Альфред Хичкок был мастером тайн, то вам нужно сразу же смотреть «Окно во двор». Это очень авторитетный фильм, и даже если вы его еще не видели, то все равно, вероятно, уже знаете сюжет. Все ходы спародированы, от Симпсонов до «Новой жизни Рокко». В общем, Л. Б. Джеффрис (Джеймс Стюарт) является фоторепортером, прикованным к инвалидному креслу, который однажды ночью слышит звук разбитого стекла и крик женщины: «Не надо!» Вскоре герой догадается, что сосед убил жену, и теперь мужчине нужны только доказательства … а их трудно найти, когда у тебя сломана нога.

«Окно во двор» является одним из тех фильмов, которые вы не можете смотреть на повторе, даже если вы знаете, что произойдет. Напряжение остается ощутимым во время каждого просмотра. В конце концов, есть веская причина, по которой картина постоянно появляется в списках лучших детективов и триллеров всех времен — соседи. Вы знаете про них множество интимных вещей, но в то же время они чужие люди, которым нельзя доверять. Просто убедитесь, что смотрите оригинал перед любым из «ремейков», а это включает в себя фильм 2007 года «Паранойя», где в главной роли Шайа Лабаф.

«Улика» / Clue, 1985

Трудно поверить, что было время, когда зрители не требовали больше таких запутанных и интерактивных лент как «Улика». Фильм, выпущенный в 1985 году, с треском провалился в прокате, и критики не были к нему добры. Десятилетия назад никто и не думал, что лента, основанная на настольной игре, станет классикой. Однако фильм до сих пор помнят за острые диалоги и многочисленные концовки.

Если бы вы попытались поговорить с кем-нибудь об «Улике» в 1985 году, то остались в замешательстве. Было три альтернативных концовки с разными безумными орудиями преступления и способами для убийства, и тогда кинотеатры показывали финалы вразнобой. Сегодня вы можете посмотреть на досуге все версии и ту самую «Ending C» — это то, что происходит на самом деле. Это тот самый детектив, когда вы приглашаете кучу друзей к себе на вечер и хихикаете от абсурдности сюжета. В общем, продюсеры периодически пытаются сделать что-то, основанное на настольной игре, и есть намного больше неудачных способов реализовать задумку, чем в «Улике», так как здесь участвуют такие комические дарования как Мэдлин Кан, Кристофер Ллойд, Тим Карри и Майкл Маккин.

«Зодиак» / Zodiac, 2007

Не во всех покрытых тайной преступлениях случается разгадка и быстрый темп повествования. Поэтому зрители не должны ожидать счастливого финала, когда собираются смотреть фильм, основанный на документальном и печально известном «Зодиаке» Роберта Грэйсмита. Триллер Дэвида Финчера 2007 года идет по следам реального серийного убийцы, орудовавшего в Сан-Франциско в конце 1960-х и начале 1970-х годов, и хотя лента явно подкидывает идею о том, кто мог бы быть маньяком, она ничем конкретным не заканчивается. Зрителя только раздразнили и испортили настроение. К сожалению, перед нами нераскрытое дело, которое с годами обрастает пылью.

Тем не менее, фильм прекрасно срежиссирован и демонстрирует выдающуюся актерскую работу Джейка Джилленхола, Роберта Дауни-младшего и Марка Руффало. Дэвид Финчер известен тем, что привносит пессимизм и нигилизм в свои проекты, и «Зодиак» не является исключением. С одной стороны, это такой фильм, который вы стремитесь смотреть снова и снова, чтобы проанализировать все подсказки и вынести свой вердикт: виновен ли Ли Аллен? С другой, совсем скоро на подкорке мозга заседает тревожное и липкое чувство страха, пронизывающее каждую сцену, поставленную на фоне атмосферного Сан-Франциско, и возвращаться в этот кошмар не хочется.

«Малхолланд Драйв» / Mulholland Drive, 2001

Приготовьтесь к умопомрачительному повествованию о Малхолланд-драйв от Дэвида Линча. Практически безупречный психоделический триллер, который следует за молодой начинающей актрисой Бэтти (Наоми Уоттс), недавно приехавшей в Лос-Анджелес и которая теперь дружит с темноволосой незнакомкой Ритой (Лаура Хэрринг), потерявшей память. Сюжет звучит достаточно просто, но фильм, на самом деле, содержит любовный заговор, таинственного «Ковбоя», самую страшную в мире закусочную «Winkies», символичный синий ключ и несколько ответвлений, рассказывающих о других персонажах. Одна из причин разрозненности сюжетных арках заключается в том, что Линч изначально задумал проект как телесериал, но телекомпании ABC не понравился пилот и режиссёру ничего не оставалось как снял дополнительные материалы, чтобы превратить «Малхолланд Драйв» в полнометражный фильм.

На первый взгляд может показаться, что фильм имеет непонятный сценарий и реализацию, что характерно для фильмографии Линча. Но на самом деле, «Малхолланд Драйв» самый логичный проект режиссёра, просто снято все как полусон или проекция, когда что-то выглядит одновременно знакомым и в то же время другим. Вероятно, именно по этой причине DVD версия фильма поставлялась в свое время со списком из десяти подсказок, чтобы помочь зрителям расшифровать сюжет. Такие подсказки, как «обратите внимание на появление красного абажура» и «где тетя Рут?», должны помочь по-новому интерпретировать каждый следующий просмотр ленты. Но независимо от того, можете ли вы понять, что происходит на экране, фильм абсолютно завораживает, играет на нервах и ведет вас по тёмному, линчевскому пути.

«Семь» / Seven, 1995

Если вы можете справиться с ужасными образами покойников и запекшейся кровью, то неонуар «Семь» как раз по вашей части. Фильм следует за парой детективов, пытающихся выследить серийного убийцу, который использует семь смертных грехов в качестве мотивов для своих преступлений. Что действительно заставляет триллер работать, достоверно передать мрачную атмосферу, так это то, как каждая последующая сцена усиливает то, что происходило до этого. Просто, когда зритель думает, что фильм не может стать более ужасным, режиссёр поднимает ставку и «добивает» запоминающимся финалом. Помогает и то, что Брэд Питт и Морган Фримен отлично взаимодействуют друг с другом. Питт играет молодого, более вспыльчивого детектива, в то время как Фримену часто приходится возвращать напарника на грешную землю.

Как и в другом великом детективном фильме Дэвида Финчера «Зодиак», в ленте 1995 года много пессимизма. Но Финчер знает, как найти баланс даже в декорациях беспросветного неназванного города. Уравновешивающий акт можно увидеть кристально ясно в мудрой цитате Фримена, которая гласит: «Хемингуэй сказал однажды: “Мир – прекрасное место, и за него стоит бороться”. Со второй частью я согласен».

«Глубокий сон» / The Big Sleep, 1946

Любой, кто хочет по-настоящему оценить современные детективы, должен сделать шаг назад к дням, когда в кинотеатрах крутили «нуар». Жанр, получивший популярность в 40-х и 50-х годах, часто фокусировался на детективных историях с тяжелым контрастом между добром и злом, нигилистическими темами и «роковыми женщинами». И если вы ищете жемчужину этого направления, то одним из лучших голливудских фильмов того времени был «Глубокий сон» (1946), в котором снимались Хамфри Богарт и Лорен Бэколл.

Лента Говарда Хоукса основана на одноименном романе 1939 года, написанном Рэймондом Чандлером, одним из пионеров жанра «крутого детектива». Сюжет принимает множество неожиданных и запутанных поворотов, но зрители всегда возвращаются назад благодаря химии между образцовым частным детективом Филипом Марлоу и недоступной, желанной Вивиан Ратлидж. Всё, от диалога до сцен-обманок, наполнено энергией и скоростным развитием действий, и даже если вы не всегда понимаете, что происходит, то все равно будете очарованы атмосферой. Это очень влиятельный фильм, который стал предтечей и породил множество отсылок, с которыми сейчас ассоциируется крутой детектив.

«Китайский квартал» / Chinatown, 1974

Множество фильмов-нуар из 40-х и 50-х годов создали почву для того, что может представлять из себя сегодняшний детективный фильм. Однако в 1974 году «Китайский квартал» привнес новую жизнь в жанр, став одним из тех фильмов, которые создали, так называемые, вторые нуаровые волны, прокатившиеся по американским киноэкранам в первой половине 1970-х годов. Лента Романа Полански демонстрирует, как кинематографисты могут сделать реальные места и события более величественными, чем они были на самом деле. Видите ли, в основе фильма биография американского инженера Уильяма Малхолланда. В честь него была названа та самая улица и дорога, Малхолланд-драйв. «Китайский квартал» черпает вдохновение из истории создания водопроводной инфраструктуры Лос-Анджелеса в начале 20-го века, хотя фильм представляет собой вымышленный отчет о тех событиях.

По сюжету Джек Николсон играет Джейка Гиттеса, частного детектива, который расследует дело об измене. Заказчица – красавица и светская львица Эвелин Кросс Малрэй (Фэй Данауэй), подозревающая мужа-инженера в тайном романа на стороне. Однако в процессе поиска улик Гиттес оказывается втянут в огромный заговор, охватывающий весь Лос-Анджелес. Это один из тех редких фильмов, который великолепно работает на каждом уровне. Николсон и Данауэй привносят страсть в отношения своих героев; сценарий не имеет себе равных (Роберт Таун удостоился награды «Оскар» в номинации «Лучший оригинальный сценарий»); режиссерская работа Полански была высоко и зрителями, и критиками. В итоге, если вы хотите быть режиссером, сценаристом, актёром, дизайнером или просто любите хорошие фильмы, то это тот, который вы не можете пропустить.

«На север через северо-запад» / North by Northwest, 1959

Один случай фатально перепутанных личностей и папка государственных секретов — верные ингредиенты для успешного детективного фильма, и это именно то, с чем вы сталкиваетесь в ленте «На север через северо-запад» Альфреда Хичкока. В этом приключенческо-шпионском триллере Кэри Грант играет Роджера Торнхилла, рекламщика, которого по ошибке принимают за несуществующего в реальности агента разведки Кэплана. И поскольку очень страшные мужчины из вражеской контрразведки хотят смерти спецагента, то спокойная жизнь Торнхилла идет под откос. Несмотря на попытки Роджера все объяснить, он вынужден бежать от смерти и даже скрываться от преследователей и искать справедливость на горе Рашмор, на которой вырублены лица американских президентов, что весьма символично.

Как и во многих детективных фильмах, создатели говорят со зрителем о центральном сюжете в самых расплывчатых терминах. История героя и то, как он может в конечном итоге повлиять на страну, не имеет значения. Отсюда нелогичность и абсурд некоторых сюжетных моментов. По-настоящему, важны те несколько минут, которые дают Роджеру фору, которые позволяют ему жить. Эти минуты вырваны из лап противников. Это борьба и драйв. Не случайно, «На север через северо-запад» — один из самых насыщенных спецэффектами и трюковыми съемками фильмов Хичкока, предвосхитивший появление «бондианы». Пожалуй, даже сейчас, самый лучший и уже хрестоматийный момент в фильме, когда Кэри Гранг убегает от «кукурузника».

«Достать ножи» / Knives Out, 2019

К тому времени, когда наступил 2019 год, зрители, пожалуй, не видели на большом экране оригинального расследования преступления по горячим следам в течение многих лет. Можно предположить, что большинство зрителей достаточно подкованы, чтобы предугадать следующий поворот событий и знают, на какие детали следует обратить внимание. К счастью для нас, сценарист и режиссер Райан Джонсон и сам слишком хорошо понимал проблему жанра. Это позволило ему при создании «Достать ножи» полностью перевернуть подход к созданию детектива с ног на голову и продемонстрировать одну из самых захватывающих тайн за многие годы со знаменитостями на главных ролях.

По сюжету фильм погружает зрителей в рассказ о подозрительном самоубийстве, нагнетая интригу тем, что всемирно известный автор криминальных романов Харлан Тромби (Кристофер Пламмер) найден мертвым в своем особняке на следующее утро после празднования 85-летия. В то время как его многочисленная родня и преданная медсестра (Ана де Армас) считают, что он покончил с собой, опытный частный детектив Бенуа Бланк (Дэниел Крейг) подозревает нечестную игру и заговор. Не будем писать спойлеры, но «Достать ножи», похожий на бульварный роман 20 века, полностью разрушит ваши ожидания. Просто, когда вы думаете, что знаете, куда движется детективная история, она делает жесткий поворот и заставляет сомневаться во всем, во что верили раньше. Объедините это с некоторыми политическими отсылками и аллюзиями, и легко понять, почему новинка должна выдержать испытание временем.

«Девушка с татуировкой дракона» / The Girl with the Dragon Tattoo, 2009

Насколько вы знакомы со скандинавским нуаром? Это особый поджанр детективных фильмов и телешоу, зародившихся в Скандинавии. В нем, как правило, представлены сложные в моральном плане персонажи и мрачные пейзажи. Его влияние начало проникать в США с помощью одной из самых известных детективных книг / драматических триллеров последнего десятилетия «Девушка с татуировкой дракона». Сейчас мы немного в замешательстве, ибо есть две, не уступающие друг другу по качеству, экранизации литературного оригинала: европейская (Нильс Арден Уплев) и от мастера жанра — Дэвида Финчера. У обоих даже одинаковые оценки на IMDb!

Зрители спорят о минусах и плюсах обоих версий, но шведский фильм все же кажется чуточку самобытнее, глубже и атмосфернее, чем визуально приятный и снятый как по нотам американский ремейк. Да и исполнительница главной роли в фильме 2009 года Нуми Рапас, кажется намного харизматичнее в роли бунтарки Лисбет Саландер в отличии от ее коллеги из фильма 2011 года Руни Мара. В обоих случаях, перед нами мрачный и жестокий фильм, где сюжет повествует об опальном журналисте (актёры Микаэль Нюквист и Дэниел Крэйг в фильме от Финчера), который вынужден объединиться с хакером-готом, чтобы поймать серийного убийцу. Поиски приводят их к истокам богатства и влиятельности известной семьи, где совершенно недовольны упорным попытка парочки узнать правду о таинственном исчезновении племянницы бизнесмена Хенрика Вангера. Прошло более 40 лет, поэтому родственник девушки совсем отчаялся найти и наказать виновных…

«Таинственная река» / Mystic River, 2003

На дворе 1975 год, и три маленьких мальчика — Шон, Дейв и Джимми, играют на улицах Восточного Бостона. Но после того, как один из них был похищен, мир героев перевернулся вверх дном. Более 30 лет спустя инцидент с сумевшим сбежать от педофилов Дейвом (Тим Роббинс) дает о себе знать. Анализ и воспоминания о том преступлении преследуют трех друзей, когда юная дочка Джимми (Шон Пенн) найдена мертвой, и кажется, что один из мужчин является виновным. И если это ставший полицейским Шон (Кевин Бейкон), то справедливый исход дела маловероятен… Хотя от травмированного Дейва тоже можно ожидать причастность к убийству… Вот и нехитрая завязка драматического детектива «Таинственная река» от Клинта Иствуда.

Поскольку обезумевший от горя отец ведет свое расследование, то экранизация одноимённого романа Денниса Лихэйна, спойлер, закончится жестоко. В фильме часто используются крупные планы, поэтому зрители постоянно видят в деталях лица героев, неблагополучный город и знаковый мост через реку Мистик-Ривер, а диалоги постоянно отсылают к событиям 30-летней давности. Вы видите, как взрослые мужчины бурно реагируют на каждую удручающую деталь, поэтому после просмотра остается ощущение, что побывали в чужой шкуре.

«Славные парни» / The Nice Guys, 2016

Многие детективные фильмы прямо-таки вгоняют в депрессию, но время от времени в Голливуде снимают один, где идеальный баланс комедии и жестокости, реализма. Баланс, которого нет в таких комедийных детективах как «Мачо и ботан», «Старски и Хатч», «Плохие парни», «Бриллиантовый полицейский», «Час пик» и даже «Танго и Кэш». Например, возьмем «Славных парней». Это недооцененный драгоценный камень от Шейна Блэка. В главной роли Рассел Кроу и Райан Гослинг. Телохранитель и частный детектив, соответственно, пытаются выяснить, кто убил порно-звезду. Да, смерть все еще есть, но вы чаще будете смеяться, чем сопереживать. Сюжет, кстати, держит в напряжении и до конца не ясно во что выльется расследование напарников поневоле.

Одна вещь, которую вы поймете, когда будете смотреть детектив 2016 года, что Гослинг — один из самых перспективных комедийных актеров, но его чаще можно увидеть в драматических образах. Да и, Кроу не сдается, доказывая, что у звезды боевиков есть серьезные комедийные амбиции. Жаль, что фильм создал условия для сиквела, но его, скорее всего, не будет.

«Десять негритят», 1987

Советская экранизация знаменитого романа Агаты Кристи стоит, пожалуй, особняком в кинематографе. Несмотря на то, что сюжет книги переносили на большой экран более 10 раз, не считая мини-сериалов и театральных постановок, «Десять негритят» от Станислава Говорухина сохранил оригинальную концовку, характеристики персонажей и название. В англоязычных странах роман публиковался под заголовком «И никого не стало» или «Их было десять», ссылаясь на пьесу, написанную самой Кристи в 1943 году, где некоторые герои и сюжетные ходы претерпели существенные изменения, а кроме того, был кардинально изменен финал.

Примечательно, что ни одна адаптация, даже на родине писательницы — в Великобритании, не стала особо популярной. Дело в том, что сюжет детектива сам по себе запутанный, а уж перенести на экран все повороты, отсылки, чтобы зритель не скучал и всё понял, и передать атмосферу неумолимого «обратного отсчета» – это надо постараться. Звезды должны сойтись, чтобы актёрский состав отлично и драматично отыграл свои роли, несмотря на то, что это иностранное произведение и антураж ушедшей эпохи нам, русским людям, чужд. Говорухин сотворил безукоризненный, даже на сегодняшний день, детективный триллер. Величественная музыка и пейзаж, отмеченный многочисленными зрителями натурализм в сценах с убийствами, сам идейный посыл оригинала производят, в итоге, неизгладимое впечатление.

«Третий человек» / The Third Man, 1949

Орсон Уэллс наиболее известен тем, что в 25 лет снял фильм «Гражданин Кейн», который считается «лучшим фильмом всех времён и народов», особенно по опросам американцев. Однако Уэллс не остался режиссёром одной картины, поскольку и в последующих фильмах отметился изобретательностью в технических решениях. Вы поймете также насколько впечатляющим он был актером, посмотрев фильм-нуар «Третий человек» (режиссер Кэрол Рид) об американце по имени Холли Мартинс (которого играет Джозеф Коттон) в чужой стране, пытающемся раскрыть правду о смерти своего друга Гарри Лайма (Орсон Уэллс). Ему приходится «поработать локтями» и моментально ориентироваться в послевоенной Вене, но трагедия, похоже, преследует его повсюду. И все это приводит к одному из лучших сюжетных ходов-обманок в истории кино.

«Третий человек» популяризировал многочисленные методы кинопроизводства, в том числе «голландский угол». В то время как многие фильмы включают этот прием просто для красоты, Рид понимал силу, которую творил на съемочной площадке. Частые «голландские углы» подчеркивают, насколько запутан, встревожен главный герой, когда он исследует тёмные закоулки человеческих душ и их преступлений. Для нас этот фильм очень интересен и тем, что показывает разделенную «союзниками» на четыре части австрийскую столицу: американскую, английскую, советскую и французскую. Существует, так называемая, «международная зона» и чёрный рынок. Обычно на послевоенный мир русский человек смотрел глазами отечественных режиссёров. Только вот в первоначальном варианте 11-минутную сцену, где режиссёр рассказывает зрителю, что из себя представляет жизнь в Вене во время оккупации, вырезали при прокате и восстановили лишь при издании DVD. Ищите полную версию.

«Мальтийский сокол» / The Maltese Falcon, 1941

Бессмертная классика детективного жанра, как в литературном оригинале от основателя поджанра «нуар» Дэшила Хэмметта, так и в экранизации режиссёра Джона Хьюстона с Хамфри Богартом в роли крутого частного детектива Сэма Спейда.

«Мальтийский сокол» — это канон детектива, отчасти потому, что он свел воедино правила этого жанра, заимствованные в дальнейшем для других фильмов: сюжетных ходы, атмосферу, построение диалогов, визуальные намёки и прочее. У нас есть актриса Мэри Астор, играющая типичную роковую женщину Рут Уандерли, в то время как таинственная статуэтка «мальтийского сокола» создает идеальный макгаффин. Есть стычки с гангстерами и бессонные ночи в шикарных отелях. Погони, интриги и дилемма между здравым смыслом и чувствами. Любители старого кино должны оценить по достоинству, хотя по современным меркам фильм может показаться несмотрибельным из-за неспешного развития событий. Но ради того, чтобы узнать, что из себя представляет настоящий стиль, высший класс, прелесть и голливудский шик, посмотреть надо.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Аватар Капитан Марвел

Всегда в поисках интересного фильма или сериала 🦸‍♀.

MovieSpotting.Ru - Всё о кинопремьерах
16 величайших детективных фильмов всех времен
Всё о фильме «Время» (2021)