0
(0)

Сколько фильмов ужасов вы считаете по-настоящему отличными? Спорим, что если начать бездушно их разбирать по косточкам, то останется только один истинно классический фильм ужасов на каждый десяток лет. В каждом десятилетии найдутся отличные хорроры, но вот вам авторская подборка из лучших фильмов ужасов всех десятилетий.

1930-е: «Дракула»

В каком-то смысле, Великая Депрессия породила классический фильм ужасов Тода Броунинга и знаменитую серию ужасов студии Universal. Выкупить права на оригинальный роман Брэма Стокера у Universal Pictures не хватило бы денег, поэтому пришлось писать сценарий по одноимённой пьесе 1924 года Гамильтона Дина. Пришлось использовать классическую музыку – Вагнер, Чайковский, Шуберт. И, вообще, экономить и проявлять креатив.

Получается, что жуткий «Дракула», выпущенный в «В день святого Валентина», не был ни первой картиной про вампиров и даже ни первой картиной по произведению Брэма Стокера. Коммерческий успех ленты состоялся благодаря актеру Белу Лугоши, который сумел создать на экране канон нежити на долгие десятилетия вперед. Очаровательный кровопийца-аристократ с венгерским акцентом и гипнотическим движением рук стал эталоном для будущих фильмов о вампирах. Благодаря гениальной игре актера жанр ужасов стал одним из самых популярных в Голливуде.

1940-е: «Люди-кошки»

«Сороковые, роковые, военные и фронтовые» породили шедевральную картину «Люди-кошки», которая на полную катушку играет на человеческом страхе перед неизвестным. Кажется, что сюжет повествует о забавной и интимной проблеме молодой женщины Ирен: героиня боится секса с мужем, потому что верит, что ее фамильное древо поразило проклятие. Эмигрантка из Сербии рассказывает супругу о легенде, где представительницы ее рода, во время сильного возбуждения, способны превращаться в дикую кошку… Ирен приходится воздерживаться от близости, и зрители до конца не понимают то ли это тараканы завелись в красивой голове, то ли древний кошмар по-настоящему преследует бедняжку.

Вес ленты в контексте времени отлично доказывает мощная сцена, где героиня идет поздно ночью по пустынной улице, и все больше и больше ускоряет шаг, ибо уверена, что ее преследует что-то нечеловеческое.

1950-е: «Вторжение похитителей тел»

Какой фильм ужасов мог породить в США период «охоты на ведьм», или маккартизм? Разумеется, иносказательную историю о замене человека двойником с помощью какой-то злой силы. Эта идея является пугающей во все времена, но в 1950-е гг., когда СМИ пишут, что твой сосед, близкий или известный деятель – это тот самый враг, который планирует захватить мир с помощью коммунистической идеологии, неизгладимый гнетущий эффект гарантирован. Книга Джека Финнея, а затем картина «Вторжение похитителей тел» Дона Сигела прекрасно это демонстрируют.

Главный герой – доктор Майлс Беннелл, однажды понимает, что всех его знакомых заменили клоны. Благополучный американский район никак не изменился внешне, но от этого еще страшнее. Двойники – холодны и расчетливы, и могут быстро размножаться, используя стручки растений. Хоть сюжет от людях-растениях кажется нелепым, но лента полностью справляется со своей задачей: погружает в атмосферу подозрения и паранойи.

1960-е: «Психо»

Зло – обыденно и выглядит как тихий до жути Норман Бейтс. Противоречивый персонаж вместил в себя конфликты двух поколений. Внешнее сочувствие и вежливость молодого человека прекрасно уживаются с его психопатичностью, кровожадностью. Именно после выхода «Психо» Альфреда Хичкока каждый из зрителей стал дважды думать перед тем как селиться в мотеле, расположенном вдали от оживленной трассы. Всерьез опасаться «маменькиных сынков» …

Экранизация одноименного романа Роберта Блоха изменила кинематограф, став праотцом жанра слэшеров. В 1960 году аудитория фильма испытала культурный шок от неприкрытой правды той самой сцены в душе, когда исполнитель главной роли, Энтони Перкинс, в одежде матушки Бейтса убивает очередную жертву. Сила искусства такова, что этот кадр пародировался бесчисленное количество раз, и был признан самым страшным в истории фильмов ужасов. По сравнению с современными ужастиками, в «Психо» мало крови (Хичкок специально снимал на черно-белую пленку), но жуткая музыка Бернарда Херрманна стала такой же культовой, как и игра актеров, как и развитие сюжета.

1970-е: «Изгоняющий дьявола»

«Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина, выпущенный под Рождество, – это золотой стандарт фильмов ужасов, связанных с чертовщиной и религией. Картина, снятая по произведению Уильяма Питера Блэтти, не могла похвастаться 50 лет назад шикарными спецэффектами, поэтому приходилось пугать зрителя рвотой и раскручиванием головы на 360 градусов.

Однако актерская игра, тонко прописанные персонажи и вечный конфликт Добра и Зла обеспечили ленте десять номинаций на премию «Оскар». Спустя десяток лет мы много раз наблюдали в кино различные истории об одержимости демоном, но переплюнуть натурализм самой первой кажется нереальным. Недаром, ее снимали целый год с участием консультантов-священнослужителей и целой комиссии врачей. «Изгоняющий дьявола» изменил кинематограф, не навязав какую-то авторскую точку зрения, а заставив зрителя сомневаться, бояться и, конце концов, «противостоять Злу» (Фридкин).

1980-е: «Сияние»

«Сияние» Стэнли Кубрика – это, в прямом смысле слова, большой снежный лабиринт, в котором можно заблудиться. Построенная в натуральную величину из 900 тонн соли и пенополистирола, декорация появляется в финале фильма, однако она символизирует собой подход легендарного режиссера к этой экранизации Стивена Кинга.

Новаторство в режиссуре, авторская подача оригинального материала вопреки чужому мнению, бесконечные дубли и игра на нервах актеров привели, в итоге, к неоднозначному результату. Все, что касается технической части – шедевр. А трактовать один из самых страшных фильмов в истории можно по-разному. Куча вырезанных сцен (даже после премьеры картины) наводит знатоков индустрии на мысль, что Кубрик «плавал» в жанре и, может быть, так и не смог получить желаемый результат. Несмотря на недовольство киноадаптацией самого «короля ужасов», Кинга, в поп-культуре навсегда останется кадр, где Джек Торренс выламывает топором дверь в ванную.

1990-е: «Молчание ягнят»

Фильм «Молчание ягнят» Джонатана Демми открыл новую грань в жанре ужасов, продемонстрировав кровавость и жестокости нашего мира с позиции эстета и интеллектуала Ганнибала Лектера. Воплощенный Энтони Хопкинсом, спокойный, жуткий и харизматичный монстр-каннибал ведет свою игру, попутно обсуждая со своей противоположностью – Кларисой Старлинг (Джоди Фостер), литературу или смакуя человеческую печень.

Экранизация одноимённого романа Томаса Харриса стала единственным фильмом ужасов, который получил «Оскар» в номинации «лучший фильм», и только глупец будет утверждать, что он не достоин. После выхода ленты стало массовым добавлять психологические моменты, культурные отсылки и квесты в сценарий.

2000-е: «Впусти меня»

Оказывается, жизнь монстра не лишена сомнений и тягот, и фильм «Впусти меня» Томаса Альфредсона рассматривает ее во всей запутанной и убийственной сложности. Одноименный роман Юна Айвиде Линдквиста поражает жестокостью, мрачностью и безысходностью бытия 12-летнего мальчика Оскара из Стокгольма, который давным-давно замкнулся в себе из-за развода родителей и буллинга в школе. Герой проводит ночи, мечтая о кровавой мести обидчикам, и история Оскара закончилась бы предсказуемо, если бы не знакомство со странной девочкой Эли. Два одиночества быстро нашли язык, несмотря на то, что соседка – многовековой вампир, который питается жизненной силой людей.

Сначала кажется, что перед нами «бытовуха» во всей красе (неблагополучная семья, травля), однако к концу начинаешь испытывать привязанность к «злодеям», которые пытаются просто выжить. Вампирская тема, благодаря подростковым сериалам и фильмам, давно стала мейнстримом и превратилась в скучное зрелище, но «Впусти меня» одно из последних достойных творений.

2010-е: «Бабадук»

Режиссер Дженнифер Кент работает в «Бабадуке» с простым сюжетом: мать-одиночка Амелия 6 лет назад родила сына – в тот же день, когда погиб ее муж. С тех пор она непрестанно скорбит и пытается воспитывать Сэма, который ведет себя чересчур активно и не может из-за проблем с дисциплиной посещать занятия. Мало того, что женщина измотана финансовыми проблемами, так еще ребенок бредит каким-то сверхъестественным монстром. В итоге, беспокойство и одержимость мальчика Бабадуком передается его матери.

Совершенно не важно, настоящий ли перед нами демон, или метафорический, или же и то и другое вместе, но то как Эсси Дэвис играет скорбь и мать на грани срыва – достойно всяческих похвал. Фильм исследует серьёзные проблемы, где Бабадук один из самых мощных символов смерти. И даже в контексте символизма Бабадук очень страшный. Здесь всё пропитано кошмаром – от жуткой книги до дьявольски тонкой игры Ноя Уайзмана в роли неуравновешенного маленького мальчика.

Подумайте сами, может ли быть счастливый ребенок у несчастной матери? На самом деле, если почитать отзывы, то зрители все как один недовольны тяжелым психологическим состоянием матери, которое неизбежно отразилось на ребенке. Найдется мало людей, согласных пропустить через себя такой поток негативных и тяжелых эмоций. Но фильм однозначно не оставляет равнодушным.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Рекомендуем

Добавить комментарий