Пожалуйста, оцените

«Не жди ничего и будешь готов ко всему», – такими ироничными словами начинается «Видоизменённый углерод», и… это отлично характеризует проект от Netflix. Пока на большом экране, пускай с множеством недостатков, киберпанк хоть немного, но появляется – в виде «Бегущего по лезвию 2049» или римейка «Призрака в доспехах», на ТВ, кроме «Электрических снов Филипа К. Дика», которому не хватает бюджета, пустота. Поэтому «Углерод» сработал бы и просто за счет безрыбья, но, к счастью, он делает это за счет собственных достоинств, а не из-за отсутствия конкуренции.

Для справки: сериал снят по одноимённому произведению Ричарда Моргана (2002 г.). ТВ-шоу не будет точь-в-точь повторять первоисточник, и это даже хорошо, но об этом позже.

Сюжет

Личность – «стэк», наёмника Такеси Ковач загружается в тело некого Элиаса Райкера после 250 лет, проведенных героем в тюремном хранилище. Сюжет следует за расследованием, ради которого и был «воскрешен» Ковач к жизни на Земле в новом теле – убийство клона богача Лоренса Бэнкрофта (Джеймс Пьюрфой), совершенное за несколько секунд до «бэкапа». Каждые 48 часов информация со стэка отсылается в облачное хранилище, но в этот раз не вышло – выстрел в голову. Амнезия.

А, вообще, технология проверенная и надежная – очень влиятельные люди столетиями предохраняют себя от гибели подобным образом. Детектив Кристин Ортега (Марта Игареда) уверена, что трехсотлетний «маф» совершил самоубийство в минуту слабости, и дело можно считать закрытым. Однако сам Лоренс знает, что его хотят уничтожить навсегда, поэтому и приобрел / нанял Ковач искать виновных. Расторгнуть договор с самым известным человеком на планете – невозможно… Ирония положения героя в том, что он последний из «Посланников» – террористов, которые боролись против таких как Бэнкрофт – «власть имущих», по всей Галактики, пока их не истребили.

Книга или сериал? Минусы и плюсы экранизации

Несмотря на немалое количество терминов к ним быстро привыкаешь и, в целом, мир на экране довольно понятен и прост, в отличии от книги. Единственное, что шоураннер Лаэта Калогридис («Александр», «Остров проклятых») не очень четко донесла информацию о том, кто такие «Посланники» и факт, что люди научились путешествовать по Вселенной через свои стэки. Тем не менее, есть основание полагать, что сериал получился лучше оригинала – сценаристы вычеркнули лишнее, оставив только «мясо». И, по большому счету, вопросов после просмотра не возникает.

Ядро сюжета – это полицейская линейная драма в сеттинге с классическим sci-fi. Местами типичная, но от этого не менее интригующая. Стильный и опасный для героев нео-нуар с двумя-тремя ложными финалами. Так, в начале перед нами обычная адаптация книги: очень сильно напоминает «Бегущего по лезвию» – некоторые пейзажи словно вырезаны прямиком из классики Ридли Скотта, а на базовом уровне первые эпизоды выглядят как смесь сценариев из «Электрических снов», однако с развитием сезона «Углероду» удается найти свой стиль.

Среди множества колоритных персонажей, пожалуй, всеобщим любимцем и «фишкой» проекта стал По, в исполнении Криса Коннера. Резкий и, в то же время, полный энтузиазма, очеловеченный искусственный интеллект, который управляет отелем, названым в честь Эдгара Аллана По «Ворон» – в книге, кстати, заведение представлено под вывеской «Хендрикс», что явно намекает на рок-н-ролл и более жесткую – в лоб, начинку литературного первоисточника. У ИИ же понятная мотивация, которая отсутствует в романе. Одетый в черное, хозяин отеля быстро вписывается в опасный и романтичный квест главного героя, придавая атмосфере сериала готичность и угрюмость. В другие моменты, По – комичная «передышка», так как его лаконичный юмор более чем приветствуется и позволяет прикрыть глаза на то, что драма используют целый набор сай-файных клише.

Серая унылая погода, как правило, подходит под настроение Такеси Ковач, и Юэль Киннеман, исполнивший главную роль, вновь показывает свою искусность и эмоциональную амплитуду – посмотрите сериал «Убийство» (2014) со шведом – не пожалеете. По большей степени сериал и книга требуют от актера оставаться в типаже циничного и сурового парня, знакомого всем по нечетному количеству фильмов о частных сыщиков, однако одинокая слеза при виде распотрошённого на органы человека волшебным образом преображает Такеси. Именно в такие моменты, где Ковач показывает свою уязвимость или беспорядочную меланхолию, персонаж и его участь изгоя становятся более обаятельными, заставляют сопереживать.

Со второй половины сезона в шкуру «обновленной версии Ковач» «переодевается» актер Уилл Юн Ли – он не менее хорош, а может быть и более эмоционален. Его стремление к благородной цели и спокойствие придают сериям необходимый героический пафос и глубину. А кое-кто из критиков ругает «Видоизменённый углерод» за чрезмерные флэшбэки – дескать, очень сложно воспринимать: несколько исполнителей, разные расы, женщины в теле мужчин, и наоборот… Ну, сколько людей – столько и мнений. А нам кажется, что нетривиальный подход и заморочки с режиссурой – это жирный плюс.

Чтиво по теме:  «Джон Уик 2» - рецензия

С другой стороны, глава сопротивления – Куэллкрист Фалконер, – яркий пример мискастинга (неудачный подбор актеров). Рене Элиз Голдсберри играет неплохо – тут придраться не к чему, но, увы, она напрочь лишена харизмы лидера и революционера, поэтому ее высокопарные речи целиком и полностью проходят мимо зрителя и сложно представить, что кто-нибудь пошёл бы за ней на миссию, если бы не поддержка влюбленного Такеси. Отсюда сериал многое потерял в идейном плане: смысл борьбы против Протектората и Бессмертных размыт. В книге, разумеется, больше ясности.

Седьмая серия, углубляющаяся в историю Ковач и объединяющая в себе своеобразную мифологию – личную и технологичную, одна из лучших в сезоне. В ней присутствует экшен, 3D атмосфера мира и раскрыты характеры и биографии нескольких важных персонажей. Именно в такие моменты «Углерод» находит свой эмоциональный импульс.

Но знаете, где бы еще лучше смотрелся сетап мира и персонажей? Где-то поближе к началу, и это приводит нас к главному недостатку, ни разу не уникальному для сериалов Netflix, – медлительность. Особенно в первой половине сезона. Вроде много всего происходит, но из-за пафосных реплик – в реальности никто так не разговаривает со времен «Последнего бойскаута», кажется, что смотришь какую-то тягомотину. Правда, в ней виновны не только длинные пустоватые диалоги – их тут хватает, но и проблема сетапа мира.

Вместо изящного «вклинивания» деталей реальности 2384 года в сюжет, создатели решили пойти простой дорожкой – тыканьем пальцев: вот это мега богатые испорченные мудаки; вот это бедные, которых ни во что не ставят; вот эта продажность, озабоченность и аморальное поведение современного общества и так далее.

Потом, напрягают, так называемые, «рояли в кустах»Дими-Близнец и Дмитрий Кадмин, Ягер, завербовавший Ковач в Протекторат; какой-то силиконовый хозяин подпольных боев; проститутка, позволяющая над собой издеваться в надежде на новую «обложку». В сериале периодически появляются вышеназванные персонажи и обстоятельства, для которых не было никаких предпосылок. Если вы не читали книгу, то трудно сразу понять кто, что и зачем. Это явный «косяк» произведения, спрессованного в 10 часов.

Кстати, об озабоченности и рейтинге R. Не хочется быть моральфагами, но в отзывах на сериал есть мнения, что при просмотре начинаешь замечать «передоз» ногаты и грубой ругани. Дескать, вслед за «Игрой престолов» и «Миром Дикого Запада» с их фривольностью в этом отношении все больше сериалов пытаются подвинуть эту границу еще дальше – в надежде на шок и любопытство. Причем, тогда как в «Диком Западе» нагота вписывается в сюжет и обесчеловечивает андроидов, в «Углероде», же не считая моментов с клонами и постельных сцен, обнажёнка не наделена ни смысловой, ни сюжетной нагрузкой, что за 10 серий немного под надоедает. Возможно, что это вкусовщина и беспокоиться не о чем?

А вот где «Углерод» действительно хорош, помимо персонажей и исполнения, так это в футуристических деталях, эффектах и в исследовании природы вечности и души. Городские пейзажи одновременно тоскливые и сочные, серые и неоновые. От промокших насквозь аллей и наркоманских переулков до роскошных поместий над облаками и джунглей на внеземных колониях с поющими деревьями.

Аллегория на «морлоков» и «элоев» Герберта Уэллса и другие отсылки к «отцам» фантастики. Музыкальное сопровождение от номинанта «Грэмми» Джеффа Руссо – сериалы: «Фарго», «Легион», «За пределами», «Однажды ночью» и многие другие.

Целая анимационная вставка-притча – а-ля Тарантино, про убийство с расчленёнкой, иллюстрирующая в каком мире взрослел 7-летний мальчик Ковач, которого засунули после смерти матери в тело взрослого бойца, чтобы он служил верой и правдой Протекторату. Отсюда, как нам кажется, гэги с розовым портфельчиком «Привет, единорожек», наполненным оружием и наркотиками, который таскает с собой невозмутимый Такеси. А многие спрашивают: «Где бюджет в 70 млн. долларов, ведь картинка слизана у предшественников?» Все в кадре – присмотритесь.

Тем временем, естественный религиозный фон о переселении души в чье-то чужое тело и социальный фактор того, что чем богаче, тем лучше тело можешь выбрать, удачные концепты для старта сериала. Эту подоплеку сюжета можно было бы и расширить, но мечтать не вредно.

В конечном счете, как и другие представители этого жанра на большом и малом экране, «Видоизменённый углерод» не идеален, но это добротный сериал для всех любителей киберпанка, а также для новичков и совсем незнакомых с этим под жанром. К счастью, его достоинства с лихвой перевешивают недостатки, и, в результате чего, сериал становится одним из первых в 2018 году претендентом на место в топе лучших. Надеемся, что второй сезон будет не менее шикарен, так как книг по этой вселенной целых три.

669089

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие Записи

Добавить комментарий

два × четыре =