С безумной недвижностью
приближаясь,
словно летящий локомотив экрана,
яснее,
крупнее,
круглее, –
лицо.
Эти глаза в преувеличенном гриме,
опущенный рот,
сломаны брови,
ноздря дрожит…
Проснись, сомнамбула!
Какая судорога исказила
черты сладчайшие?
Яд, падение, пытка, страх?..
Веки лоснятся в центре дико…
Где лавровый венец?
Почему как мантия саван?
Д-а-а!! родная, родная!
Твой сын не отравлен,
не пал, не страшится, –
восторг пророчества дан ему:
неспокойно лицо пророка,
и в слепящей новизне старо.
Пожалуй, за печать порока
ты примешь его тавро.
Мужи – спокойны и смелы –
братства, работа, бой! –
но нужно, чтобы в крепкое тело
пламя вдувал другой.
Дуйте, дуйте, братья!
Ничего, что кривится бровь…
Сквозь дым, огонь и проклятье
ливнем хлынет любовь.
Нерождённый ещё, воскресни!
Мы ждём и дождёмся его…
Родина, дружба и песни –
выше нет ничего!
1923
Кузмин М. Стихотворения. – СПб.: Академический проект, 2000.
Поезд – один из символов кинематографа. «Живой поезд» с лицом-локомотивом – символ «живого кинематографа» в картине Абеля Ганса «Поезд» (Франция, 1922) – прошёл по экранам Европы в 1922 – 1923 гг. (прим. сост.).