Кино про крутых гонщиков — это, по сути, отдельный жанр кинематографа, у которого случались как золотые деньки, так и времена застоя. Новинка от Эдгара Райта демонстрирует, что в 2017 г. подобные картины снова в ходу, хотя «Малыш на драйве» больше похож на гангстерский мюзикл, чем на классическую ленту о гонках.
Сюжетная канва фильма «Малыш на драйве»
«Малыш» — виртуозный водитель, меломан и просто хороший парень. Но жизнь у него сложилась не лучшим образом — главный герой фильма грабитель. Нет, сам он в людей не стреляет, не опустошает кассы, и даже оружие с собой не носит. Он работает по призванию: помогает разношерстным бандитам скрываться с мест преступления, сидя за баранкой. Однако удовольствия от такого занятия Майлз не получает, поэтому герой решает раз и навсегда завязать с криминалом.
К тому же он встретил очаровательную официантку Дебору, в которую сразу влюбился. И кажется, что до нормальной жизни, где вместо сумасшедших головорезов он будет пиццу развозить, рукой подать, но никто и никогда так просто не выходит из порочного круга и от криминального лидера «Докка». И теперь перед «Малышом» стоит даже не вопрос побега, а вопрос выживания.
За что ругать?
На «Малыша на драйве» вам совершенно не нужно идти — нужно бежать как можно скорее, поскольку это редкое чудо режиссерской мысли. Если вам показалось после просмотра комедии «Армагеддец» (фильм относится к удивительной кино трилогии «Кровь и мороженое»), что Эдгар Райт сдулся, то вы ошибаетесь.
«Малыш на драйве» был, к слову, моей последней надеждой на удачное завершение лета, и фильм ни чуть не разочаровал, хотя участие Райта в создании такой штамповки от Marvel как «Человек-муравей» напрягало подсознание. Противоречивый «Дюнкерк» с его параноидальным тиканьем часов и головокружительно закрученным ритмом проигрывает куда менее серьезной и масштабной комедии Райта по части заморочек с режиссурой.
Хореограф Райан Хеффингтон (тот самый что практически сконструировал движения в клипе Chandelier певицы Sia) и Райт поставили перед собой сложную, но, как оказалось, выполнимую задачу: смешной, динамичной и содержательной обязана быть КАЖДАЯ сцена. Поэтому, когда герой слушает треки, то слова из них появляются в виде граффити на стене, мимо которых он прошел. А когда начинается погоня, то в танце участвуют не только машины, прохожие, но и все части тела водителя — пальцы на приборной панели, нога на педали тормоза и т. д. То же самое и с перестрелками. В фильме они напоминают и высокий балет, и жестокую мясорубку в духе «Схватки» 1995 г.
Ох, да я же пишу о минусах… Ну, в «Малыше на драйве» есть не докрученная линия со второстепенными персонажами, но рассказывать вам о ней — это накидать кучу спойлеров. А помимо этого можно отметить разве что банальную центральную историю. Бандит — ренегат, которого не отпускает прошлое, идет войной против своих боссов, чтобы жить по совести и ради настоящей любви — чистый сюжет боевика 90-х гг. Однако приевшийся сюжет — это лишь опора для гениальной подачи. И все-таки в фильме чувствуется некая незавершенность: словно нам показали не всю историю. Очень хотелось бы узнать, как финал изменит героя, и что он сможет вытворять немножко повзрослев. Вот уж какому фильму не помешал бы сиквел!
За что хвалить?
Чем же так особенна эта режиссерская подача? Посмотрите трейлер боевика «Малыш на драйве» и увидите прочную связь между движениями персонажей и музыкой; пластику, напоминающую больше танец, чем игру. В общем, фильм от первого кадра и до последнего, с первого звука и до тишины после титров выглядит до безупречности отточенным и отрепетированным представлением. Каждый шаг персонажа, каждый выстрел, каждый взгляд или глоток вина из бокала укладывается в единую мелодию фильма. Понятия не имею как нужно было выдрессировать съемочную группу и актерский состав, чтобы добиться такой дисциплины в кадре, такому следованию ритму, но впечатление это производит невероятное. Кино смотрится на одном дыхании — кажется, что сердцебиение подстраивается под режиссуру Райта.
К тому же успех закрепляют харизматичные персонажи и химия между ними, хотя, как и в случаи с «Дюнкерком» режиссура тут выходит на первый план, оставляя героев и историю на втором. Да, Кевин Спейси затмевает всех — даже удачно исполнившего роль «Малыша» Энсела Эльгорта, но не он в этом «кино-оркестре» первая скрипка. Здесь правит бал музыка и хореография — у режиссера получилось даже убедительнее, чем в «Стражах Галактики. Часть 2» или «Ла-Ла-Лэнде».
Главный герой постоянно слушает музыку, говорит о музыке и даже сочиняет треки. Кощунственная мысль, но убери музыку из фильма, и он станет немым и черно — белым… Это читерство со стороны Райта? Нет. Можно, конечно, запихать в хронометраж много топовых исполнителей и треков, но станет ли от этого кино лучше, и полюбят ли это зрители? Я думаю, что нет. Примеров масса.
Персонажи вышли что надо, и в их взаимоотношения веришь. Вроде они достаточно типичные, но при этом необычайно колоритные. Сам «Малыш» — спокойный, странный, талантливый и несчастный от того, что вынужден горбатиться на мафию, и что преследующий его звон в ушах постоянно напоминает автокатастрофу («тиннитус» по-научному).
Потом есть глухой чернокожий приемный отец главного героя Джозеф (С. Дж. Джонс), который волнуется за «Малыша», но понимает, что тому некуда деваться.
Возлюбленная героя тоже помешана на музыке, ну и немножко похожа на покойную мать героя.
И, конечно, злобные бандиты — один другого наглее и опаснее. Этих ребят спокойно мог Квентин Тарантино придумать.
Слава Богу, что отношения «Малыша» и Деборы не отдают излишней сладостью и при этом «искры» летят во все стороны. К тому же любовная и криминальная драма тесно переплетаются с залихватским боевиком, полным погонь и сумасшедшего водительского мастерства, что не дает скучать или желать всем смерти.
Актерский ансамбль фильма «Малыш на драйве»
«Малыш на драйве» подается как фильм с невероятным актерским составом (чуть ли не таким, как в «Мстителях» от Marvel).
- Кевин Спейси играет циничного криминального босса, от которого все время ждешь, что он повернется к камере и скажет что-нибудь в духе Фрэнсиса Андервуда («Карточный домик»): «Мы не сдаемся террору — мы и есть террор…»
- Джейми Фокс — дерганный гангстер Псих / Леон с замашками рэпера 50 Cent.
- «Сериальные» звезды Джон Хэмм («Безумцы») и Эйса Гонсалес («От заката до рассвета») изображают парочку в духе «Прирожденных убийц»: до зубов вооруженные психопаты и, в то же время, сентиментальные наркоманы.
- В банду органично вписывается Джон Бернтал, чья карьера после «Ходячих мертвецов» только и делает, что идет в гору.
- «Девушка мечты», из-за которой «Малыш» способен горы свернуть, еще недавно (2016) играла Наташу Ростову сами знаете где, а зовут актрису Лили Джеймс.
- В ключевой роли занят Энсел Эльгорт — парень, который еще вчера казался слащавой звездой подростковых фильмов («Телекинез», «Дивергент», «Виноваты звёзды»), а теперь выясняется, что он талант и трудяга. В каждой сцене фильма ему приходится работать буквально всем телом.
Стоит ли идти?
Да, стоит, хоть мое мнение крайне субъективное. Пожалуй, в «Малыше на драйве» нет глубины и остроумия «Трилогии трёх вкусов Корнетто» и гиковского фансервиса как в ленте «Скотт Пилигрим против всех», но это не делает новинку хуже. Она переполнена действом и музыкой, и точно снята в узнаваемой манере Эдгара Райта. Всем, кому пришлись по душе «Драйв» и «Ла-Ла-Лэнд» 100% понравится.
P. S.
Плейлист «Малыша на драйве» Яндекс.Музыка.