Пожалуйста, оцените

Салют всем! Посмотрела «Сферу» с интересом, но вопросов много…

Начнем с того, что перед нами роман похвального автора Дэйва Эггерса (в экранизации еще одной книжки этого мужчины — «Голограмма для короля», Том Хэнкс участвовал в прошлом году). Эггерс хорош тем, что умеет работать с необычной фактурой. Та же «Голограмма для короля» посвящена тому, что такое Объединенные Арабские Эмираты и насколько они могут показаться неадекватными и сложными для европейцев.

«Сфера» на первом этапе делает то же самое с Силиконовой долиной. То есть это отлично, ведь ни один анти утопист не предсказывал такую «корпорацию добра и счастья», как Google, которая заботится о своих сотрудниках, хочет сделать мир лучше, и ведь где-то в этом должна быть червоточинка? Это очень интересная тема для исследования, поэтому потенциал у «Сферы» был огромный.

Итак, Мэй Холланд (Эмма Уотсон), будучи простой деревенской выпускницей колледжа, устраивается в крупнейшую IT — компанию планеты в отдел работы с клиентами. Девушка очень быстро понимает, что идеальное будущее, которое обещает владелиц «Сферы», – невозможно. Главы компании позаботились, чтобы их скелеты в шкафу не попали под пристальный взор единой компьютерной сети.

Стилистически «Сфера» — это чистый Apple, но по сути это Google. Амбиции же, как у «Вконтакте». В самом начале, и, примерно, треть фильма, мы получаем этакий взгляд со стороны о том, как странно выглядят сотрудники корпорации, которые постоянно улыбаются… А их начальство — гики — миллиардеры, не носят пиджаков, читают комиксы и заказывают на корпоратив The Rolling Stones.

В каком случае вам будет это интересно. А) Если вы не смотрели сериал «Силиконовая долина». Б) Если вы ничего не знаете про компанию Google и не видели фильм «Кадры».

Проблема в том, что «Сфера» делает картинку однобокой, и скорее это прогулка «по зоопарку», какой и была «Голограмма для короля», нежели действительно хорошее исследование темы. Вместо того, чтобы поковыряться в культурном феномене, который до сих пор не исследован в медиа, лента быстренько сворачивает экспозицию и показывает всех странными, затем уходит в просто пугающую антиутопию. Дальше сложно без спойлеров, но я не буду их давать. Главное приготовьтесь к тому, что это не inside job (анг. «внутренняя работа») — формат истории, где сотрудник организации работает против нее, т. е. весь сюжет разворачивается внутри структуры. Трейлер между тем показывал Мэй Холланд чуть ли не женской версией агента АНБ Сноудена.

Чтиво по теме:  Девятый и десятый фильм Тарантино, или подробности «Убить Билла 3» и «Однажды в Голливуде»

Да, с самого начала ясно, что лидеры сферы что-то скрывают — героиня Уотсон, естественно, ввязывается в мутную историю, пытается барахтаться в ней, но когда все заканчивается у зрителя остается такой вопрос: какого х….? Титры и недоумение. В итоге, «Сфера» больше похожа на сериал «Черное зеркало», «Шоу Трумана» или «Время», чем на «1984».

Берется абсурдная или фантастическая идея, которая в нашем мире не произойдет точно, а потом сценаристы и режиссер начинают смотреть как эта идея могла бы себя показать в мире людей. Такое кино интересно в первую очередь, как поведенческий эксперимент про общество, попавшее в «стрёмный» контекст. И фильм действительно исследует такие вещи, как Instagram, твит и прочее, но самое главное в таких вещах, чтобы контекст определялся художественными допущениями, а психология людей была реальная. Здесь же контекст реалистичный, а психология людей, надуманная. Так не пойдет.

«Сфера» сломана на уровне фундаментальных идей: кино пытается представить «усредненный GOOGLE — ВКОНТАКТЕ» корпорацией Зла, но это просто «вброс» без аргументов. Вот директора «злые», а почему они злые? Возможно, сюжет в фильме портит концовка — книга лучше, — там характер героини прослеживается и там царит объяснимая антиутопия. В фильме же голливудский финал явно недокручен. И это плохо, так как я писала выше, что картину, в целом, интересно смотреть. Все потому что это хорошо структурированная история становления главной героини.

Здесь можно воткнуть пару слов об актерском таланте «самой высокооплачиваемой актрисы десятилетия» («Книга рекордов Гиннесса») — Эмме Уотсон. Ну, зря она свой хлеб ест… Никакая она не актриса, даже если сравнить с партнершей по фильму Карен Гиллиан («Стражи Галактики. Часть 2»), то разница очевидна и неискушенному зрителю.

Том Хэнкс… Что о нем сказать: весь фильм корчит из себя Стива Джобса. Бесконечные презентации, разговоры о продукте и миссии «Сферы». Люблю этого актера со времен «Терминала», но здесь он не выразительный какой-то.

В итоге, мы имеем солянку из перспективных блоков, не докрученных до конца:

  • «глубокий взгляд на IT»,
  • «корпорации»,
  • «социальная сатира»,
  • «антиутопия»,

— далее титры. Если вы не знаток фантастики, информационных технологий и сатиры, то… вполне можете сходить на «Сферу».

909550

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие Записи

Добавить комментарий

13 + девятнадцать =