Пожалуйста, оцените

Салют всем! Биографическая драма «За пропастью во ржи» — это история рождения одной из самых читаемых книг в мире — «Над пропастью во ржи» (оказала влияние на творчество таких известных людей, как Стивен Спилберг и Харуми Мураками — последний часто упоминает автора книги в своих произведениях). А также авторский взгляд на жизнь легендарного писателя Сэлинджера, одного из самых загадочных авторов нашего времени. Вдохновением для главного героя фильма становятся события его мятежной юности — разлад с отцом, фронтовой опыт, пылкий роман и опустошающие потери.

Как по мне, «За пропастью во ржи» — это классический пример слабого и тривиального голливудского байопика об очень интересном человеке. Вспомните хорошо поставленные, но скучные фильмы о Стиве Джобсе, Мэрилин Монро, Коко Шанель и т. д. Все из-за того, что в судьбе Джерома Сэлинджера, для типового сценария, много подводных камней, которые режиссер — дебютант Дэнни Стронг не смог обойти.

По словам Стронга, известного нам как сценариста обеих частей блокбастера «Голодные игры», с творчеством Сэлинджера он познакомился в 14 лет. История Холдена Колфилда настолько взволновала молодого человека, что он думал о ней последующие годы. В итоге, режиссер решил выкупить права на экранизацию книги Кеннета Славенски «Дж. Д. Сэлинджер. Идя через рожь» и адаптировать ее под сценарий.

Первый «камень в огород» драмы — это слабо раскрытый в сюжете, интригующий уход Сэлинджера от публичности и профессии после дико популярного дебюта (публикация романа в 1951 г. «Над пропастью во ржи»). Создатель Холдена Колфилда остался супер культовым писателем 60-х гг. (а может быть и 20 века, если верить Папе Римскому из сериала «Молодой Папа»), несмотря на многомиллионные тиражи книги и равнодушие к успеху. Казалось бы, жизнь творца в добровольном затворничестве — это благодатная тема: множество легенд об неопубликованных романах, спрятанных в столе… Потом, есть где поразмыслить о причинах запрета писателя — мизантропа на экранизацию своих произведений с 1965 г. Ведь поступали предложения от Стивена Спилберга, Джека Николсона и Терренса Малика, однако писатель твердо решил, что никто из режиссеров и актеров не сможет передать всю глубину характера главного героя его романа. «Молчание» Сэлинджера вынесено в драме «За пропастью во ржи» (прокатчики что-то сильно намудрили с названием) за титры, ибо сюжет рассказывает сначала о студенте, который хотел писать, затем осуществил желание, прославился и ушел от людей. Конец. История, еще раз повторюсь, шаблонная. Под любого творческого человека, сомневающегося в своем даровании, подходит…

Второе «замечание» по поводу картины.

Военное прошлое Сэлинджера, ушедшего на поля сражений Второй мировой войны добровольцем, хотя была возможность избежать фронта по состоянию здоровья, показана в фильме куцо — бюджета не хватило? Напомню, что писатель участник высадки десанта в Нормандии — все по жесткому — никаких тылов. Сам Джером позже вспоминал, что придумал Холдена Колфилда до войны, но сам роман родился между битвами с немцами. Пару сцен в штабе — вот, что есть в хронометраже «За пропастью во ржи». С таким успехом можно было и вовсе не затрагивать эту обширную и серьезную тему?! А жаль…

Что же еще вошло в 106 минут экранного времени?

Есть обрывок истории с Уной О’Нил (Зои Дойч), которая пообещала ждать главного героя, но вероломно сыграла свадьбу с Чарльзом Чаплиным, пока Сэлинджер находился между жизнью и смертью, нормальностью и психическим расстройством. Из этого предательства, конечно, можно было выжать слезу — «Уна & Сэлинджер» Ф. Бегбедера тому пример, ибо подобный исход напрашивается (да и знаменитая слабость гения к очень молодым девушкам мнится чуть ли не подсознательным замещением красавицы Уны), но создатели почему-то этого не сделали.

Есть также непростые отношения с отцом писателя Соломоном и щепетильный еврейский вопрос в Соединенных Штатах до военного и послевоенного времени. Каждая из сюжетных вышеназванных ответвлений могла бы вылиться в полноценный фильм, но, увы, такой золотой материал, как жизнь гениального писателя, Стронг просто — напросто раздробил и упустил.

Что действительно в фильме не плохо, так это актерский состав. Вышедший в 2013 г. документальный фильм «Сэлинджер», например, был хорошим, потому что есть о чем рассказать: и человеческая, и писательская судьба Джерома интригуют.

Прежде всего радует 27 – летний британец Николас Холт, исполняющий Сэлинджера. Для большего сходства со своим персонажем актер был вынужден носить декоративные контактные линзы. Роль второго плана из боевика «Безумный Макс: Дорога Ярости» дала зеленый свет молодому и способному Холту, и вот теперь он персонаж, который находится между депрессивными ветеранами двух войн и праздной элитой Голливуда. Он тот, кто защищал Америку, но не получил должного понимания и уважения. Он тот, кто хочет заниматься творчеством, но отец — предприниматель, да и окружение твердят о деньгах, карьере. Все это отлично описывает Бегбедер:

«Он — писатель, давший самое точное определение современному миру — миру, разделенному на два лагеря. С одной стороны, серьезные люди, отличники в галстучках, старые буржуа, которые ходят на работу, женятся на пустоголовых домохозяйках, играют в гольф, читают эссе об экономике и принимают капиталистическую систему такой, какая она есть: „Типы, которые только и знают, что хвастать, сколько миль они могут сделать на своей дурацкой машине, истратив всего галлон горючего“. А с другой — незрелые подростки, грустные дети, навсегда застрявшие в первом классе лицея, бунтари, танцующие ночи напролет, и чудики, блуждающие в лесах, те, что задают вопросы про уток в Центральном парке, беседуют с бродяжками или монашками, влюбляются в шестнадцатилетних девочек и никогда не работают, свободные, бедные, одинокие, грязные и несчастные. Короче — вечные смутьяны, которые думали, что протестуют против потребительского общества, а на самом деле заставили западные страны обрасти долгами за последние шестьдесят лет и способствовали продаже товаров широкого потребления, начиная с 1940-х годов, на миллиарды долларов (диски, романы, фильмы, телесериалы, одежда, женские журналы, видеоклипы, жевательная резинка, сигареты, открытые машины, алкогольные и безалкогольные напитки, наркотики, все, что рекламировалось дерзкими маргиналами как мейнстрим). Мне было необходимо встретиться лицом к лицу с основоположником инфантильного фантазма, заставляющего мечтать наш продвинутый мир. С легкой руки писателя Сэлинджера люди больше не хотят стареть».

В паре с Холтом сыграл Кевин Спейси. В связи со скандалом вокруг актера (сексуальное домогательство) «За пропастью во ржи», возможно, станет последней лентой в карьере американца — многие студии уже вычеркнули Спейси из каста картин, находящихся в данный момент в производстве. Тем не менее, нельзя обойти стороной лауреата «Оскара», сыгравшего персонажа по имени Уит Бернетт. Это ментор молодого Сэлинджера, который так и не “доучил” будущего мастера художественной прозы. Автор «Над пропастью во ржи» успел создать для журнала Бернетта всего лишь один маленький рассказ, так как дарование перехватили издатели из Нью-Йорка. Уит Бернетт показан, с одной стороны, как человек, который дал Сэлинджеру очень важный совет:

«Представь книгу, которую ты хотел бы прочитать, а потом проживи её».

С другой, этот герой дико ревновал к дару подопечного: он сам был писателем — не очень известным. Два интроверта, два талантливых человека… Сами понимаете какое напряжение висит в воздухе – «Моцарт и Сальери». И Кевин Спейси однозначно вытягивает роль, продуманную, с точки зрения драматургии, не очень тщательно, причем в сыром и невыразительном фильме.

Я думаю, что Стронг, как человек, работающий со словом, стремился сделать «За пропастью во ржи» с любовью и почитанием к фигуре Селинджера, то есть показать муки писательства. Поэтому все частное – в нашем случае – это любовь, война, положение в обществе, режиссер отбросил частично в сторону. Отсюда даже бытовые диалоги в фильме шикарные. Но рефлексия героя на фоне манерного курения, богатого и запоминающегося антуража эпохи, урезанных фактов биографии Сэлинджера не выглядит убедительно.

Про фильм нельзя сказать, что он не качественный – просто к просмотру не обязательный. Никто не знает, каким был Сэлинджер в молодости, и у меня, при просмотре подобных картин, всегда присутствует ощущение надуманности. 

930962

Чтиво по теме:  Что посмотреть: «Диета из Санта-Клариты»

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие Записи

Добавить комментарий

одиннадцать + четырнадцать =